Наиважнейшее из знаний

Знание об Аллаhе – наиважнейшее из знаний

Поистине, это – наиважнейшее знание для каждого человека, так как оно сообщает о Том, Кто создал нас и этот мир.

Так как знания о нашем Создателе – первостепенные, то они являются определяющими в убеждениях человека. Именно от того, каковы в первую очередь наши представления по вопросам вероучения, зависит, каковыми мы являемся – благодарными или неблагодарными рабами Всевышнего. Ведь заблуждение в базовых вопросах Веры – корень всех пороков и недостатков в человеке: ложные убеждения накладывают отпечаток на мораль, поведение, строй мыслей личности. Кроме того (что очень важно!), поклонение заблудшего не принимается Аллаhом. Как сказал величайший Исламский ученый прошлого имам Аль-Газалий: «Поклонение не будет принято Аллаhом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому должен поклоняться – Единственного достойного поклонения Бога».
Даже если человек знает, что есть Единый Бог, Которому надо поклоняться, но представляет Его в каком-либо образе, то этот человек поклоняется не Аллаhу, а тому, что себе представил, и обращается с мольбами, надеждами не к Аллаhу, а к тому, что явилось плодом его воображения, и этот человек не знает Бога.

 

Все Исламские ученые убеждены и обучают других тому, что Аллаh существует и Он превыше каких-либо недостатков, Ему не присущи ограничения и Он не нуждается в месте. Все существующее имеет объем – от самого мельчайшего до самого крупного – Аль-‘Арша. Все нуждается в Том, кто дал ему бытие в таком виде.

Имам Зайнуль-‘Абдин ‘Али ибн Хусайн сказал: 

أَنْتَ اللهُ الَّذِي لا تُحَدُّ

Это означает: «Ты – Аллаh, Которому не присущи границы».

То есть Аллаh не имеет объема. Он – не тело и не объект, Ему не присущи качества созданных, у Аллаhа нет параметров и свойств, как длина, ширина, высота, вкус, запах, цвет. Аллаhу не присуще движение и покой.

Спустя много времени имам Абу Джа‘афар Ат-Тахауий в своей книге дал объяснение убеждений Аhлюс-суннаh валь-джама`аh, сказав:

تَعَالىَ(أَي اللهُ)عَنِ الْحُدُودِ(أَي عَنِ الْكَمِّيَّةِ)وَالْغَايَاتِ(أَي النِّهَايَات)وَالأَرْكَانِ(أَيْ الْجَوَانِبِ)وَالأَعْضَاءِوَالأَدَوَاتِ(الأَدَوَات هِيَ الأَعْضَاءُ الصَّغِيرَة كَاللِّسَانِ)

Это означает: «Аллаh превыше границ (объема), пределов (ограничений), углов (направлений) и органов больших и малых (как язык). Его не окружает ни одно из шести направлений, которые окружают созданных».

Такое же понятие объясняли имамы Саляфиты (мусульмане, жившие в первые три века со времени Пророка, мир Ему) Ахмад ибн Ханбаль и Зун-Нун Аль-Мисрий словами:

Это означает: «Все, что ты можешь себе представить – Аллаh на это не похож».

Это убеждение, подтверждается Священным Кур`аном и разумом.

Для доказательства достаточно следующего Аята (Сура «Аш-Шура», Аят 11):

﴿لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ﴾

Это означает: «Нет ничего подобного Ему».

Этот Аят подтверждает, что Аллаhу Всевышнему не присущи ни границы, ни место, ни направления, ни движение, ни покой и не одно из качеств созданных, как полагают некоторые заблудившиеся.

Во многихХадисах Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал придерживаться большинства, Он говорил:

وَإِنَّ هَذِهِ الْمِلَّةَ سَتَفْتَرِقُ عَلَى ثَلاثٍ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً ثِنْتَانِ وَسَبْعُونَ فِي النَّارِ وَوَاحِدَةٌ فِي الْجَنَّةِ وَهِيَ الْجَمَاعَةُ

Это означает: «Эта община разделится на семьдесят три течения, 72 течения будут в аду и только одна войдет в Рай, эта последняя составляет большинство (джама‘а)».

Община – это большинство, убеждение которого Аллаh Всевышний одобряет.

В другом Хадисе сказано:

إِنَّأُمَّتِي لاَ تَجْتَمِعُ عَلَى ضَلاَلَةٍ فَإِذَا رَأَيْتُمْ اخْتِلاَفًا فَعَلَيْكُمْ بِالسَّوَادِ الأَعْظَمِ

Это означает: «Большинство Моих последователей не объединятся в заблуждении, и если среди вас появится разногласие – придерживайтесь большинства».

Правильное убеждение – это вера в то, что нет равного Аллаhу и нет подобного Ему. Он не связан со временем и не нуждается в месте. Аллаh Всевышний существовал до того, как было что-либо, до создания места и времени, Он – Создатель всего. Аллаh Своим Могуществом создал небеса и земли, Аль-‘Арш и Аль-Курсий. Как Аллаh существовал вечно без места и без направления до их создания, так Он и существует после их создания. Он не нуждался и не нуждается в них, так как Ему не присуще изменение и переход из одного состояния в другое.

И это подтверждает значение высказывания об Аллаhе, которое получило распространение среди мусульман:

”سُبْحَانَ الَّذِي يُغَيِّرُ وَلاَ يَتَغَيَّرُ“

Это означает: «Тот, кто изменяет все и не изменяется сам, тот превыше каких-либо недостатков».

Эти слова истинны и соответствуют правильным убеждениям мусульман. И об этом сказал имам ‘Али, да будет Ему милость от Аллаhа:

”كَانَ اللهُ وَلاَ مَكَانَ وَهُوَ الآنَ عَلَى مَا عَلَيْهِ كَانَ“

Это означает: «Аллаh существовал вечно и не было места, и после создания места, Он также в нем не нуждается».

Это передал имам Абу Мансур Ат-Тамимий Аль-Багдадий в своей книге «Различие между течениями».