Украшения в национальном костюме всех народов занимают большое место. Они выполняли не только эстетические функции, но и имели функциональное назначение: ими застегивалась одежда, укреплялась прическа.
Впитав в себя художественные приемы и традиции многих народов, принявших участие в этногенезе крымских татар, расцвело уникальное и самобытное ювелирное искусство крымских татар, отличавшееся большим разнообразием. Ювелирные изделия были непременной составляющей частью народного женского костюма и свидетельствовали о социальной принадлежности их обладательниц. Все украшения можно подразделить на основные группы: головные, шейно-нагрудные, наручные, а также украшения для пояса. На характер крымскотатарских ювелирных изделий большое влияние оказали традиции мусульманского Востока. Это прослеживается в форме и стиле украшений. В средневековье и вплоть до начала XX в. одним из главных ювелирных центров Крыма был Бахчисарай. Излюбленным металлом крымских ювелиров было серебро, которому издревле предписывалась магическая связь с луной. Мастеров, работающих с золотом, называли «алтынджы».
Большинство ювелирных украшений выполнено в технике «филигрань», «скань», «зернь» и др. Наиболее распространенными были изделия из серебра и золота, при чем в степной зоне предпочтение отдавали серебру, а в горной и южнобережной части — золоту. В отделке ювелирных изделий крымских татар широко употреблялись полудрагоценные камни, а также различные их имитации из стекла и пасты. Самыми популярными камнями были бирюза «ферюзе», сердолик «акъыкъ», коралл «мерджан», янтарь «кербар», жемчуг «инджи», которые применялись для вставок на украшениях или же из них выполнялись отдельные изделия, такие как янтарные или коралловые бусы, браслеты.
Крымскотатарские женщины носили круглые шапочки «фес». В начале XX в. шапочки изготовлялись из бархата с золотым шитьем, отделывались по краям монетками «пул». Форма «феса» напоминает широко известную тюбетейку («тюбе» — вершина), распространенную у многих тюркских, кавказских и иранских народов. Крымскотатарский «фес» богато украшался монетами, а донце — серебряным или золотым навершием «тепелик». Налобное украшение у крымских татар называлось «баш-алтын». Это украшение крепилось ниже шапочки «фес» и представляло собой комбинации рельефного орнамента, цветочной розетки или звезды и многочисленных крупных подвесок. Украшение «баш-алтын» подчеркивало социальную принадлежность и материальный достаток его обладательницы. Отличительным признаком замужней женщины были височные украшения «зулюф-аскъы» или «зулюфлер». Они крепились к головному убору и отличались большим разнообразием форм. Выполненные, в основном, из серебра, они представляли собой сплошные пластины, украшенные гравировкой и камнями или филигранные, украшенные мелкой зернью.
Большое значение среди крымских татарок придавалось серьгам и разнообразным подвескам. Серьги были конусообразные, квадратные, скрученные, но самой распространенной была форма полумесяца. В степных районах Крыма носили очень длинные серьги, соединенные между собой цепочками. Нагрудное украшение — «герданлыкъ» или «кокюслик» закрывало вырез на платье и служило нарядным дополнением костюма. «Герданлыкъ» представлял собой ожерелье из филигранных пластин, монет, полудрагоценных камней и цепочек.
Наиболее популярным украшением у крымских татар были пояса с пряжкой. Их носили мужчины, женщины, дети. Пояса были металлические, кожаные, парчовые, бархатные. Особенно нарядно украшалась серебряная пряжка пояса. Пряжки были парными — круглыми, миндалевидными, в виде крыльев бабочки. Традиционно, в основе формы пряжки — два зеркально расположенных виноградных листа с рельефно изрезанными краями, на которые наложены два цветочных листа и, наконец, все это скреплено в центре крупной цветочной розеткой, в результате получалась объемная, трехслойная филигранная композиция, вес которой достигал порой 400 граммов. Наряду с филигранными встречаются массивные чеканные пряжки, украшенные гравировкой и скрепленные небольшими кинжалами с цепочкой.. Важным дополнением и украшением крымскотатарского костюма были подвески «дуалыкъ». Разнообразные по форме — прямоугольные, треугольные, трубчатые, они были полыми внутри и содержали тексты молитв («дуа»), которые оберегали обладателя от дурного глаза. Металлические подвески также вплетались и в косы женщин, они крепились с помощью цепочек или тонких металлических нитей и назывались «сач — хасиде» («сач» — волосы, «хасиде» — хвалебная ода). Крымскотатарские ювелиры использовали различные виды декорировки художественного металла, однако, предпочтение отдавали технике филиграни -«чильтер». Филигранные композиции дополнялись мелкими шариками зерни, которые подчеркивали основные узлы орнамента или, покрывая сплошь украшение, создавали игру светотени. Большое разнообразие форм ювелирных изделий, их строгое функциональное назначение, сочетающееся с древней символикой, яркая декоративность, множество индивидуальных вариантов каждого типа изделий и выработанная веками культура ношения свидетельствуют о давних традициях этого вида крымскотатарского прикладного искусства. Украшения, сохранившиеся с конца XIX — начала XX вв. демонстрируют высокий профессиональный уровень и художественный вкус крымскотатарских мастеров. Однако уже в конце 1920-х — начале 1930-х гг. спрос на ювелирные изделия, а также другие виды художественного металла резко сократился. Лишь некоторые ювелирные изделия — кольца, серьги все еще находили спрос. К середине века изготовление традиционных ювелирных украшений полностью прекращается, лишь великолепные изделия ювелиров конца XIX -начала XX вв. еще хранят воспоминания о былой славе крымскотатарских ювелиров. За годы депортации в Крыму не осталось ни одного мастера-чеканщика или ювелира, художественный металл, как вид искусства, практически умер.
В настоящее время делаются лишь первые робкие шаги на пути его возрождения. Будущее возрождение и развитие этого вида ремесла находится в руках современных немногочисленных крымскотатарских мастеров-ювелиров, безраздельно преданных своему искусству.